Едешь себе едешь на машине, всё хорошо. И тут на тебе: на панели приборов загорается значок в виде двигателя и надпись «Check» (что переводится как «проверьте»). Что проверять? И что делать, если в машине горит или мигает сигнализатор «чек»? Ох, этот вопрос иногда вводит в ступор даже водителей со стажем. Рассказываем всё, что нужно знать о самом странном и одновременно важнейшем индикаторе на панели приборов, игнорируя который можно загнать автомобиль на очень долгий и дорогостоящий ремонт.
На приборной панели автомобиля есть три вида индикаторов: информационные (зелёного или синего цвета), неотложные (красные) и предупреждающие (жёлтые или оранжевые). Интересующий нас «Check Engine» относится к предупреждающим сигналам. Одной фобией меньше, да?
Работает это предупреждение следующим образом. Электронный блок управления двигателем (ЭБУ), или в простонародье «мозги» двигателя, считывает многочисленные датчики и устройства в моторе, топливной системе и трансмиссии. Как только ЭБУ фиксирует сбой, отправляет данные в свою память в виде кода, тут же отдаёт команду на включение, и загорается значок мотора… к растерянности и раздражению водителя.
Если «Check Engine» загорелся на несколько секунд при запуске двигателя, то не переживайте – это обычная предстартовая процедура. Так бортовой компьютер проверяет исправность электрических цепей и контрольных ламп после простоя. Другое дело, если «чек» не тухнет после того, как автомобиль тронулся с места или, что ещё хуже, загорается в ходе поездки. Значит, скорее всего, блок управления двигателем действительно зафиксировал неполадку. Какую? Это большой вопрос!
Диапазон неисправностей, на которые реагирует «чек двигателя», огромный: от открытого бензобака, некачественного топлива, попадания воды в мотор до ни много ни мало поломки трансмиссии. Разделить неполадки можно на следующие основные категории:
Случается и так, что «чек» загорается из-за программных ошибок: глючит ЭБУ. В подобных случаях рекомендуется выключить зажигание и на 20−30 секунд, отсоединить аккумулятор от бортовой системы. Как отключать и подключать аккумулятор, вы узнаете в нашем материале «Случается – батарея разряжается». Главные правила зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
При сбросе настроек бортовой сети ошибка «обнулится» и не появится, если механических повреждений нет. Если ошибка загорелась снова, то лучше всего обратиться в автомастерскую.
Паниковать не стоит, если на приборной панели загорелся значок двигателя. Прежде всего проверьте, закручена ли крышка бензобака. Как ни странно, это одна из самых частых причин включения «Check Engine»: датчик уловил испарение топлива из открытого бака, передал сигнал в электронный блок управления, и вот результат. На всякий случай проверьте также уровень моторного масла, так как на фоне «масляного голодания» движок может подать сигнал предупреждения.
С крышкой бензобака всё нормально? Моторное масло на должном уровне? Тогда прислушайтесь к своему «железному коню», понаблюдайте за его поведением на дороге: может быть, автомобиль едет рывками или мотор издаёт посторонние шумы и стуки. Ничего необычного? Можете ехать дальше, но после поездки обязательно запишитесь на диагностику в автосервис, потому что горящий «Check Engine» – это ненормально.
Если вы всё-таки заметили разницу в управлении – машина потеряла устойчивость, мотор перестал «тянуть» и вибрирует, то сбросьте скорость, избегайте резких ускорений и высоких оборотов. Так вы снизите нагрузку на ДВС и предотвратите новые повреждения. Осторожно доедьте до ближайшего СТО и передайте машину в руки специалисту, который разберётся с источником неполадок.
Если не уверены, в чём именно проблема, и сомневаетесь, что автомобиль долго протянет, то не рискуйте. Лучше остановитесь и вызовите эвакуатор. И тем более не стоит продолжать движение, когда на приборной панели рядом с «чеком» загорелась красная лампочка, означающая критическую опасность – к примеру, повреждение трансмиссии, отвечающей за передачу крутящего момента двигателя на колёса.
Ориентироваться можно и по формату сигнала, который бывает разным в зависимости от степени неполадки:
Что происходит с индикатором «Check Engine»? | Как поступить водителю? |
Периодически загорается и быстро гаснет | Попросить специалиста считать код ошибки при следующем плановом техническом обслуживании (ТО) или сделать это самостоятельно |
Горит постоянно | Заехать на диагностику в СТО в ближайшие пару дней, чтобы не усугубить проблему |
Мигает постоянно | Доехать своим ходом до ближайшего автосервиса, где механики определят причину сбоя |
Горит вместе с красным сигналом | Остановиться и вызвать эвакуатор |
Важно понимать, индикатор «Check Engine» не указывает причину неисправности. Это аварийная световая сигнализация, лишь предупреждающая водителя, что с мотором или топливной системой не всё в порядке.
Но узнать суть проблемы можно и нужно – от этого зависит не только срок эксплуатации вашего авто, но и безопасность езды. Тем более найти «корень зла» получится и без услуги сотрудников автосервиса, пусть и всегда на 100% точно.
Определить источник проблемы поможет автомобильный диагностический сканер, считывающий коды ошибок. Продаётся это устройство практически в любом автомагазине и стоит примерно от 3000 до 5500 рублей. Для того, чтобы воспользоваться им, не нужно быть механиком или электронщиком.
Прибор достаточно подключить к порту бортовой диагностики (OBD), именуемому ещё OBD-II, который обычно находится под приборной панелью со стороны водителя, и действовать по инструкции. Сканер выдаст код ошибки, значение которого можно найти в инструкции автомобиля или на специальных сайтах. Например, код P0300 означает нарушение порядка зажигания, а P0455 – незакрытый топливный бак.
Если устройство сопряжено со смартфоном или планшетом через Wi-Fi или Bluetooth, то код ошибки расшифруется в специальном приложении, и ничего даже искать не придётся. После этого выстраивайте стратегию действий: устранить неисправность самостоятельно, если достаточно заменить свечу зажигания, или обратиться за помощью специалиста в случае более серьёзной неполадки.
К сожалению, встречаются водители, которые не уделяют должного внимания «чеку двигателя». Ну горит жёлтый или оранжевый предупреждающий значок и ладно: ничего страшного не случится. Самые «смекалистые» даже заклеивают индикатор скотчем, причём иногда изнутри приборной панели, чтобы не раздражало. Многие просто не принимают меры, боясь, что обращение в автосервис ударит по карману, и дешевле поездить так. Что же, это очень зря, потому что езда с мигающим «Check Engine» влияет на:
Мигающий «моторчик» – весьма важный и полезный индикатор на приборной панели. Понимание неполадки, о которой сигнализирует «Check Engine», и её устранение позволит вам сэкономить своё время, финансы и уберечь автомобиль от более серьёзной поломки или, не дай бог, аварии. Так что не отмахивайтесь от этого значка и тем более не заклеивайте!