Что такое электронная почта, знает каждый, кто хоть раз регистрировался на сайтах и в приложениях. Адрес просят указать при регистрации учётной записи на «Госуслугах», в договорах на банковское обслуживание, при создании личных кабинетов на маркетплейсах, отправке электронных чеков. Виртуальная почта может быть личной и корпоративной, используемой только в рабочих целях. Расскажем подробнее, что такое email, как создать свой ящик и защитить его от мошенников и спамеров.
Электронная почта появилась в 70-е годы прошлого века, но первые шаги к её созданию были сделаны на 10 лет раньше. Ещё в 1960-х стали появляться прототипы систем, с помощью которых можно было передавать сообщения по локальным сетям. Почту, похожую на современную, разработали в 1971 году, тогда же её изобретатель Рэй Томлинсон ввёл в обиход знак «собачки» – «@», который разделял ник пользователя и адрес ящика.
По-настоящему доступной электронная почта стала только в 90-х. К этому времени уже использовался стандарт SMTP, что позволяло обмениваться письмами на международном уровне, работало несколько почтовых служб, появилась возможность заходить в почту через браузер. Позже она ещё более усовершенствовалась: добавились функции хранения данных в облаке, интеграция с различными сервисами, мобильные версии.
Электронная почта (email) – инструмент для обмена данными с помощью интернета. Она способна работать с разными типами файлов: текстом, аудио, видео, картинками и др.
При регистрации каждый пользователь получает электронный адрес, включающий две части:
Е-майл может показывать пользователю рекламу, обычно она размещается по бокам от основной панели с письмами.
Почтовый ящик обладает несколькими функциями и служит:
Основная задача почты – организация коммуникации между пользователями. Это некое подобие мессенджера, но не столь быстрое. Получатель и отправитель письма не взаимодействуют в режиме единого окна, как, например, в WhatsApp и Telegram.
Электронная почта – интернет-служба для пересылки сообщений. Для её работы нужны специальные программы, основные – почтовый сервер и клиент, которые образуют своеобразную цепочку для передачи информации. Упрощённо это выглядит так:
Сетевые службы используют специальные протоколы – согласно им определяется, как будут взаимодействовать клиентская и серверные части, например, порядок составления запроса, предоставления ответа. Два протокола нужны, чтобы обеспечить безопасность. Например, если человек получает письмо в отделении почты, он предъявляет паспорт, по которому идентифицируют его личность. Так же и с электронной почтой – протокол SMTP не требует идентификации при отправке, но при получении используется протокол РОРЗ, который проводит идентификацию. Клиент вводит логин и пароль от своего ящика.
Для отправки сообщений можно использовать почтовые серверы, самые популярные:
Также есть программы для работы с почтой, например, Microsoft Outlook.
Процедура регистрации похожа в разных почтовых сервисах. Чаще всего нужно указать личные данные, придумать логин и пароль, а также выбрать имя, которое будет в левой части адреса. Практически все сервисы предлагают варианты формирования имён по введённым данным, например, составляя их из реальных имени и фамилии человека.
Можно одновременно иметь несколько аккаунтов и переключаться между ними. Кроме того, нет ограничений по выбору почтовых сервисов. Один человек может сделать разные ящики, например, yandex.ru и gmail.com.
Аккаунты в почтах создаются по единому принципу, но могут быть различия. Рассмотрим на примере Яндекс Почты:
Вы сможете придумать только левую часть адреса, правая подставится автоматически в зависимости от того, в каком сервисе регистрируетесь. Но и с составлением левой части бывают проблемы, например, если имя уже занято другим пользователем. В этом случае можно добавить буквы или цифры, изменить порядок символов. Особенно часто это случается с распространёнными именами, например, «ivanova@yandex.ru».
Компании используют массовые рассылки для общения с клиентами и отправки им уведомлений, рекламы. Это сообщения на широкую аудиторию, но не спам – их отправляют только определённой группе людей, а не всем подряд. Основные цели таких рассылок: сообщить о выходе нового товара, поднять рейтинг компании, уведомить об акциях, скидках, провести исследование целевой аудитории.
Рассылки могут быть нескольких типов, например, рекламными или информационными. Для этого используют специальные сервисы, которые могут составлять такие письма, анализировать эффективность рассылки, автоматизировать процесс, собирать базу данных.
Пример email-рассылки – письма на почту от маркетплейсов, где они рассказывают об акциях и скидках, напоминают о товарах в корзине, уведомляют о поступлении товаров на ПВЗ, начислении бонусов от продавцов.
Как и другие способы коммуникации, и-мейл имеет особенности.
Основные преимущества:
Кроме того, почта предоставляет несколько дополнительных опций: списки контактов, доступ к облачному хранилищу, возможность сортировки, поиска писем и др.
Главные минусы:
Не исключены ситуации, когда по почте могут передаваться вредоносные программы.
Основной способ защиты почты – многофакторная аутентификация или использование ключа доступа для беспарольной аутентификации. Также можно изменить способ восстановления доступа, например, выбрать не другой аккаунт на этом же почтовом сервисе, а номер телефона.
Кроме того, нужно соблюдать правила безопасности. Например, не сворачивайте открытый ящик на компьютере или смартфоне, а всегда выходите из него, если не планируете пользоваться. При любых подозрительных действиях как можно быстрее смените пароль. Также регулярно проверяйте, с каких устройств происходит вход в e-mail.