Тяжела и неказиста жизнь начинающего автомобилиста. Казалось бы, самое страшное осталось позади: отучился на набивших оскомину водительских курсах, успешно сдал теоретические и практические экзамены в ГИБДД, которые теперь будут сниться в ночных кошмарах, и готов водить самостоятельно. Но собственной машины пока нет, и тут начинается мозговой штурм. Как выбрать своё первое авто? Сколько нужно денег? Купить новую машину или б/у? Иномарка или отечественная? С каким объёмом двигателя и коробкой передач – механикой или «автоматом»? Что же, давайте разберёмся вместе в этом бесконечном море вопросов.
Как купить авто? Фото: «Выберу.kz»
Сколько денег нужно на покупку автомобиля в России в 2024 году?
Приобретение машины – удовольствие дорогое, и не пытайтесь дешевить. Будет себе дороже. На сайтах с объявлениями, конечно, можно найти агрегат хоть за 60 тысяч рублей, как Volkswagen Jetta 1990 года выпуска. Но знайте: вы купите хлам, на ремонт которого потратите несколько сотен тысяч рублей. Про комфорт и безопасность забудьте, если ваш тарантас вообще поедет.
Средняя стоимость машины с пробегом в России по состоянию на середину 2024 года составляет 1,2 млн рублей. За эти деньги – плюс-минус 300−400 тысяч – можно приобрести надёжный и ходовой автомобиль среднего класса. Усреднённый ценник авто с конвейера – 2,6 млн рублей, но можно на российском рынке найти варианты и за 1,2 млн рублей, как Lada Vesta или «Москвич 3» за 1,6 млн рублей.
Но не спешите тратить все накопления или кредитные деньги. Учтите, что будут дополнительные расходы, связанные с регистрацией или переоформлением транспортного средства в ГИБДД, оформлением госномера и т. д.
Статья расходов | Сумма |
Регистрация авто в ГИБДД с действующими номерами и ПТС (паспорт транспортного средства) | 850 рублей |
Регистрация машины с действующими номерами и заменой ПТС | 1650 рублей |
Регистрация авто без номеров и с заменой ПТС | 3300 рублей |
Регистрация нового автомобиля в ГИБДД | 2850 рублей |
Обязательный страховой полис ОСАГО | 7000−10000 рублей |
Полис добровольного страхования КАСКО | 60 000−100 000 рублей |
Затраты невысокие, но при покупке автомобиля всё равно чувствительные для семейного бюджета. Что говорить о дальнейших эксплуатационных тратах: топливо, моторное масло, расходники – такие как тормозные колодки, свечи, фильтры, а также шины и их монтаж, парковка, мойка и, наконец, штрафы! Суммарно содержание автомобиля в России обходится в сумму от 50 000 до 200 000 тысяч рублей в год.
Не испугались удара по кошельку? Тогда поехали дальше!
Какой тип машины выбрать начинающему водителю?
Бюджет собрали или получили кредит, но всё равно не знаете, какую машину выбрать? Тогда определитесь, с какой целью вы покупаете транспортное средство. Ответьте себе на следующие вопросы и запомните, а лучше запишите ответы:
- Вы планируете ездить только по городу или будете выезжать за город и в автопутешествия?
- Сколько человек вы собираетесь возить в машине?
- С вами будут ездить дети?
- Какое состояние дорог в вашем регионе?
Определившись с требованиями к машине, приступайте к выбору кузова, сравните их по пространству внутри и предназначению. Вот для каких задач подходят разные типы кузова:
Кузов | Основное предназначение авто |
Хэтчбэк | Городская езда одному или с 2−3 пассажирами, без крупных домашних питомцев и больших грузов |
Cедан, лифтбэк, минивэн | Городская езда с семьёй на 6−7 человек |
Универсал | Путешествие с семьёй 3−4 человека и большими питомцами |
Купе | Статусная городская езда |
Кроссовер, внедорожник | Езда за городом и по бездорожью, долгие путешествия; |
Пикап | Перевозка грузов и езда по сельской местности; |
Основные правила при выборе авто
Легче всего выбрать транспортное средство для одиноких поездок по городу или пригородных поездок по асфальтовым дорогам. Компактного хэтчбека наподобие Volkswagen Polo, Hyundai Solaris, Kia Rio хватит за глаза. На авто такого типа вполне комфортно ездить в плотном городском трафике и парковаться в узком дворе даже начинающему водителю.
Если у вас большая семья – на 6−7 человек, то приглядитесь к моделям с просторным салоном и третьим рядом сидений, как китайский кроссовер Dongfeng и российская Lada Largus. Если у вас маленькие дети, то обратите внимание, есть ли на сиденьях система Isofix для простой и быстрой установки автокресел. Помните, чем удобнее в салоне будет вашим пассажирам, тем меньше вы будете отвлекаться на них за рулём, а это, согласитесь важно, особенно на первых порах, когда внимания и так в цейтноте.
Большой семье — большой автомобиль. Фото: «Выберу.kz»
Для регулярных поездок на дачу или в автопутешествия выбирайте универсал с вместительным багажником и складывающимся рядом задних кресел. А если вы возите в багажнике разве что пакеты из «Пятёрочки», то подойдут хэтчбек или седан.
В регионах, где качество дорог оставляет желать лучшего, точно не стоит покупать автомобиль с низким дорожным просветом и низкопрофильными шинами, которые предназначены исключительно для ровного асфальта. Необязательно брать дорогой внедорожник, для такого рельефа вполне подойдёт бюджетный кроссовер, как Renault Duster, Hyundai Creta или Cherry Tiggo.
Совет: Изучите все типы кузовов и поймите для себя, где, с кем и как часто вы собираетесь ездить. Вы не просто расставите приоритеты, но и значительно сократите круг выбора марки и модели машины.
Новая машина или б/у?
Основная дилемма любого начинающего автолюбителя: купить подержанное или новое авто? На первый взгляд, это чисто финансовый вопрос. Имеется у вас бюджет в 2,5 млн рублей и больше: идём в дилерский центр и покупаем новенькую машину, только привезённую с завода. Денег мало? Скажем, 700−900 тысяч рублей. Ищем б/у автомобиль по объявлению в интернете, звоним владельцу, торгуемся, договариваемся о встрече. Но выбор между новым и подержанным транспортным средством гораздо сложнее, чем кажется, так как у каждого варианта есть свои преимущества и недостатки.
Опять же, к вопросу цены. Подержанные автомобили дешевле новых на 20−30%, и можно не просто сэкономить, а за те же деньги приобрести более навороченный автомобиль. Например, вместо нового Hyundai Solaris с простым набором опций можно купить подержанный Skoda Octavia в максимальной комплектации и различными электронными помощниками, такими как парктроник, система превентивного торможения. Система мониторинга «мёртвых» зон, адаптивные фары, а это всё – важная подмога новичку на дороге.
Поцарапать или повредить недорогой подержанный автомобиль не так жалко и неприятно, как новый. Не значит, что можно вести себя беспечно и невнимательно на дороге – ни в коем случае! Речь о том, что за рулём б/у машины вы меньше волнуетесь и, следовательно, больше концентрируетесь на вождении.
Для первой подойдёт и б/у. Фото: «Выберу.kz»
С другой стороны, новая машина есть новая машина. Это круто и престижно, не нужно переживать за юридическую историю и так тщательно проверять, не числится ли машина в угоне и нет ли на ней штрафов в сотни тысяч рублей. Износ деталей и узлов нулевой, есть бесплатная гарантия от завода, да и в будущем продать технику с минимальным пробегом и небольшим возрастом проще.
Совет: Выбор между б/у и новым авто – личное дело каждого. Если вы уверены в своих навыках и покупаете машину не на последние деньги, то, конечно, выбирайте новую. Боязно выезжать на дорогу, а ваш бюджет трещит по швам? Что же, лучше тогда взять подержанное авто – получится дешевле и хватит денег на обслуживание, страховки и налоги, да и повредить не так страшно.
Купить иномарку или отечественное авто?
Извечный вопрос, на который найти ответ не так и сложно. Главный аргумент покупки отечественного автомобиля – доступность запчастей, комплектующих и расходников. Тем более в нынешних реалиях, когда большинство иностранных автопроизводителей ушли из России, и оригинальные запчасти на Toyota, Ford, Renault, BMW, Audi достать сложно и дорого. Других «плюсов», честно говоря, не видно, тем более условная Lada Granta 2023 года выпуска сейчас стоит столько же, сколько Skoda Octavia 2020 года – около 1 млн рублей.
При этом давайте скажем прямо: любая иномарка, пусть даже выпуска конца 2010-х, превосходит в качестве современные отечественные автомобили. Рулевая колонка, тормозная система и трансмиссия, что говорить, надёжнее и совершеннее. Коробка передач переключается легче, машина лучше держит дорогу, а водитель может быть уверен, что тормоза не подведут. По комфорту зарубежный автомобиль тоже даст фору отечественному: меньше стуков и шума колёс, двигателя в салоне, больше опций и электронных помощников.
Какую машину выбрать начинающему водителю?
Итак, в первую очередь убедитесь, что в вашей будущей машине есть антиблокировочная тормозная система (ABS), подушки безопасности, гидроусилитель руля. Для начинающего водителя эти устройства, как говорит молодёжь, прямо «must have», потому облегчают управление и повышают безопасность водителя и пассажиров.
Во-вторых, отбросьте мысли о приобретении «большого корабля» наподобие Toyota Land Cruiser, даже если позволяет бюджет! Без опыта вы замучаетесь маневрировать на дороге и парковаться на таком крупногабаритном агрегате.
Просто запомните: чем компактнее авто, тем легче в управлении и лучше чувствуются его габариты, так что для начала выбирайте автомобиль среднего или малого размера.
Что касается мощности и объёма двигателя, то тут тоже на первых порах стоит поумерить свои аппетиты.
Двигателя объёмом 1,6 литра с небольшой мощностью 150 л. с. вчерашнему курсанту автошколы хватит с лихвой. Управлять быстрой и мощной машиной сложно – нужны чётко отработанные навыки и опыт, иначе можно потерять контроль на дороге.
Новичкам хорошо подходит компактный авто. Фото: «Выберу.kz»
По этой же причине новичкам не рекомендуются машины с дизельным мотором – их динамика разгона более резкая и нервная по сравнению с авто с бензиновым ДВС.
Выбирайте модели с передним или полным приводом. В отличие от заднеприводной, FWD и 4WD легко передвигаются по снегу и грязи и меньше подвержены риску заноса при неблагоприятных погодных условиях и резком маневре.
Ручная или автоматическая коробка передач?
Как говорится, кто на что учился. Те, кто учился на АКПП, не получит разрешения на вождение с МКПП, поэтому и выбирать нечего. Если вы сдали экзамен на «механике», то можете купить машину и на автомате. Так, конечно, будет легче, но со временем вы потеряете навыки езды на механической коробке. Жалко будет потраченное время и силы в автошколе, ведь освоить езду с рычагом переключения и сцеплением не так просто.
Совет: Не гонитесь за мощностью и большими габаритами. Первая машина должна быть простой и предсказуемой в управлении. Как говорится, легче контролировать медленную черепаху, чем ретивого зайца.
Рейтинг лучших машин для начинающих водителей по категориям
Итак, мы с вами выяснили, что первая машина должна быть надёжной, простой в управлении и доступной по стоимости. Теперь познакомимся поближе с моделями, которые лучше всего подойдут вчерашнему выпускнику автошколы на все случаи жизни.
Самые популярные авто для новичков
Неудивительно, что рейтинг самых популярных машин среди начинающих водителей возглавляют такие модели, как Hyundai Solaris, Volkswagen Polo, Kia Rio.
Эти машины, как и Toyota Corolla, и Renault Logan, идеально соответствуют вышеописанным критериям:
- Они компактные, манёвренные, предсказуемые.
- Имеют базовый набор систем безопасности.
- Надёжные и не сложные в содержании и ремонте.
- Находятся в доступном ценовом сегменте, как Polo, который VW изначально строила как «народный автомобиль».
1. Hyundai Solaris
2. Volkswagen Polo
3. Kia Rio
4. Toyota Corolla
5. Renault Logan
Самые дешёвые, но надёжные автомобили
Классика автопрома, как Ford Focus и VW Golf – самый проверенный и надёжный автомобиль для выпускника автошколы. Эти машины просты в обращении, при надлежащем обслуживании без проблем «бегают» от десяти лет и больше. Механики от и до знают их конструкцию и детали. Потому можно не бояться приобрести такое авто на вторичном рынке. Да и перепродать потом не сложно, ведь кто не знает легендарную марку Mitsubishi Lancer?
1. Ford Focus
2. Volkswagen Golf
3. Skoda Rapid
4. Mitsubishi Lancer
5. Skoda Fabia
Лучшие кроссоверы
Кроссовер – идеальный вариант для новичка, ну или почти идеальный. Машина имеет высокий дорожный просвет, поэтому в городе меньше риска по неопытности повредить днище и подвеску. Благодаря более высокой посадке проще парковаться и лучше видна дорога – проще разглядеть ямы, препятствия. Сейчас, конечно, российский рынок заполнили кроссоверы китайского производства, но до лидеров сегмента, таких Kia Sportage, Mitsubishi Outlander и Volkswagen Tiguan, им в плане качества, управляемости, удобства и безопасности как до луны.
1. Kia Sportage
2. Mitsubishi Outlander
3. Volkswagen Tiguan
4. Nissan Qashqai
5. Mazda CX−5
Лучшие машины среднего класса
Ищете машину представительского класса, хотя и сдали на права только вчера? Что же, амбиций вам не занимать, далеко пойдёте! Но, как говорится, шаг за шагом. Остановитесь пока хотя бы на автомобиле среднего класса. Такие модели, как Toyota Camry, Kia Optima или Honda Accord великолепны с точки зрения плавности хода, тишины и просто комфорта вождения, и выглядят стильно и круто.
1. Toyota Camry
2. Kia Optima
3. Honda Accord
4. Toyota Corolla
5. Hyundai Elantra
Лучшие автомобили для частых поездок и путешествий
Подобрать идеальную машину для долгих путешествий – задача не из лёгких, особенно новичку, пока непривыкшему планировать длинные поездки и прорабатывать маршруты. Держите пару советов! Для ровных асфальтовых дорог подойдёт просторный седан Kia K5. А для поездки по бездорожью всей семьёй лучше выбрать семиместный Ford Explorer, который не боится грязи, ям, воды, сугробов. Правда, габариты у него достаточно солидные для новичка, да стоит машина недёшево. Обратите внимание на компромиссный вариант – надёжный и практичный Toyota Rav4, который одинаково хорош и на автомагистралях, и на бездорожье, или посмотрите более доступные модели, как Skoda Karoq и Subaru Outback
1. Toyota Rav4
2. Skoda Karoq
3. Kia K5
4. Subaru Outback
5. Ford Explorer
Главное правило: подойти к выбору автомобиля ответственно
Покупка первой машины – это очень волнительный момент, тут важно не поддаться эмоциями и в пылу момент не наломать дров. Определитесь, что именно за автомобиль вы хотите приобрести и с какой целью. Чётко рассчитайте свой бюджет, возможные платежи по автокредиту и эксплуатационные расходы. Не ведитесь на дешёвые предложения, так как это всегда – путь в никуда, вы просто выкинете деньги на ветер. А если сомневайтесь в выборе, обратитесь за советом к опытным друзьям, коллегам, родственникам.
В общем, подойдите к покупке первого автомобиля с умом, да и последующих тоже. И тогда ваш железный конь прослужит вам много лет без нареканий, а вы будете чувствовать себя за рулём уверенно и безопасно.